Компиляция Фотия – Вассиана Кошки

Компиляция в сборнике Фотия.

Компиляция в сборнике Вассиана Кошки.

Доклад прочитанный А. Н. Левичкиным на Международной научной конференции «Современные проблемы лексикографии» (Санкт-Петербург, 27–30 апреля 2015 г.) (далее в тексте исправлены библиография и цитаты).

К истории древнерусской лексикографии первой половины XVI в.

(о словаре в сборнике Вассиана Кошки)

 

     Словарь Вассиана Кошки известен как рукопись, хранящаяся в РГБ, в Музейном собрании № 1257 (Описание рукописи см.: Кудрявцев 1961: 177–185). В этой рукописи на л. I имеется надпись: «съборникъ старца васьана кошки», а также в Послесловии упоминается, что рукопись «Соборникъ писмо нищего васиꙗнишка, ѹченика старца фатеѧ касиꙗянова ѹчн҃ка босово», на лл. 34–39об. здесь помещен небольшой словарь, который и получил известность как Словарь в сборнике Вассиана Кошки.

     Характеристику этого лексикографического памятника впервые дал Н. И. Баталин в работе «Древнерусские азбуковники» (Баталин 1873: 6–9). Он отметил, что первую часть Словаря составляет «Толкование неудобь познаваемомъ речемъ» (имеется в виду Словарь к Лествице Иоанна Синайского, изученный и опубликованный Л. С. Ковтун (Ковтун 1963: 216–268, 314–317, 421–431)). Вторую часть составляют несколько разделов: «А се имена гн҃ѧ», различные саны церковной иерархии, названия различных книг, далее следуют статьи «а се имена бг҃ѫ», «а се имена трїемъ цpем҃». Затем следует словарь «сїе же приточник҃ речесѧ», также исследованный Л. С. Ковтун в названной выше работе. Затем идут еще несколько разделов: «имена вол̾ховом», «иныѧ рѣчи», название городов и объяснение нескольких еврейских слов. Всего в Словаре 254 словарные статьи.

     Указанное Баталиным описание Словаря затем почти дословно воспроизводится у С. К. Булича в «Очерке истории языкознания в России» (Т. I. XIII в. – 1825 г. СПб., 1904. С. 163–164). Обращалась к Словарю и Л. С. Ковтун. В книге «Лексикография в Московской Руси XVI – начала XVII в.» (Ковтун 1975: 263–267) она опубликовала этот Словарь. Однако в данной работе посвятила ему всего два абзаца: «Во все времена существования славянской письменности считалось весьма полезным выписывать толкования, собирать их с полей книг, а затем сводить в перечни. Прямым продолжением этой традиции в XVI столетии явились своды, в которых объединены несколько словарей предшествующего периода. <...> В качестве примера сборников, в составе которых находятся словарные компиляции, объединяющие глоссарии предшествующих эпох, могут быть те из них, которые составлены Вассианом Кошкой.

     Старец Вассиан Кошка (Фатеев), бывший возмицкий архимандрит, принадлежал к числу сторонников Иосифа Волоцкого. Сборники Вассиана отражают идейные запросы его среды. Словарный свод, писанный Вассианом, находится в первом из этих сборников ГБЛ Муз. 1257, рукопись середины XVI в. на 443 л.» (Ковтун 1975: 220).

     В дальнейшем Л. С. Ковтун еще раз вернулась к данному Словарю (Ковтун 1981: 4–5; позднейшая перепечатка см.: Ковтун 1989: 24–25). В этой работе дается немного более развернутая характеристика Словаря. Главная особенность Словаря, которую выделяет Л. С. Ковтун, следующая: «Мы видим, что глоссы в Своде Вассиана то образуют тематические ряды, то присоединены по ассоциативному признаку. Всего в этом своде 254 статьи» (Ковтун 1981: 5). Определяется и место компилятивных сводов в древнерусской лексикографии: «Компилятивные своды возникли, как понятно, на основе и других словарных направлений. Многие из них в этом смысле соотносимы в первую очередь с ономастическим и символическим словарными типами» (Ковтун 1981: 5).

     Отличие этих ранних лексикографических памятников от последующих Азбуковников следующее: «Словники компиляций далеко не одинаковы, различаются они, как видим, и в порядке объединяемых словарей. Неизменной остается механи­стичность самого принципа их составления» (Ковтун 1981: 6).

     Повторяет указанную характеристику нашего словарного свода исследовательница Волоколамского патерика Л. А. Ольшевская. В статье (Ольшевская 1999) дается следующая характеристика: «Многогранность таланта и энциклопедизм знаний Вассиана Кошки проявился в работе над компилятивным словарным сводом "Толк неудобь познаваемым в писаниих речем", которая падает на вторую половину 50-х – начало 60-х годов. Азбуковник Вассиана Кошки соединил в себе "толкование иностранным речениям" и справочную книгу, содержавшую сведения из разных областей знаний: богословия, истории, искусствоведения, литературы, философии, культуры. Словарный свод Вассиана Кошки был создан на основе глоссариев предшествующих эпох (словаря Новгородской кормчей 1282 г., Новгородского словаря 1431 г., словаря символики XVI в. – "Се же приточник речеся") и словариков, составленных самим волоцким монахом” (Ольшевская 1999: 337).

      Однако нами было установлено, что Словарь в Сборнике Вассиана Кошки является копией с другого списка Словаря. Поэтому все указанные выше характеристики корректно применять к другому памятнику. Словарь был скопирован с рукописи старца Фотия, РГБ, ф. 113, собр. Иосифо-Волоколамского м-ря, № 165 (534), л. 632–641об. (link) Данная рукопись имеет указание на авторство и на место и дату написания. Она была написана Фотием в Волоколамском м-ре в 6027 (1519) г. (Описание рукописи см.: Иосиф 1882: 186–190). Старец Фотий (ум. 1554) — монах Волоколамского м-ря, ученик старца того же монастыря Кассиана Босого, писатель и книгописец. (См. статью Фотий Р. П. Дмитриевой в Словаре книжников и книжности Древней Руси. Вт. пол. XIV–XVI в. Ч. 2. Л–Я. С. 484–486) (link).

     С этим утверждением согласуется следующее высказываение Р. П. Дмитриевой: «Среди волоколамских старцев было принято подчеркивать почитание своих наставников. Во владельческих записях на четьих сборниках очень часто помечается, чьим учеником является владелец сборника <…> Почитание своих наставников выражалось не только таким формальным образом. Главное заключалось в том, что волоколамские старцы в подбираемые ими сборники включали произведения своих учителей, создавали жизнеописания и некрологи, посвященные им». (Дмитриева 1974: 211). К этой традиции можно отнести и исследуемый нами Словарь.

     Сравнение двух списков Словаря, старшего списка Фотия и младшего списка Вассиана Кошки, показало следующее. Списки полностью совпадают в словарных статьях за исключением двух моментов. 1. В списке Кошки пропущена статья «прокых прочих.». 2. В списке Кошки добавлена в конце Словаря статья «земля. по еллински глется хаия, по грекох же гипо. въ июдех же адамантъ. сего ради».

     Выводы:

1. Авторство Словаря принадлежит не Вассиану Кошке, а его учителю, старцу Фотию. Вассиан Кошка переписал Словарь в свою рукопись из рукописи своего учителя Фотия вместе с другими материалами.

2. Словарь составлен в Иосифо-Волоколамском монастыре в 1519 г.

3. В настоящее время это самый ранний датированный памятник древнерусского компилятивного словаря, предшествующего Азбуковникам.

4. Старец Фотий известен как образованный книжник, составитель Службы Иосифу Волоцкому, слова-поучения против сквернословия и послания к старице Александре, т. о. составление Словаря отражает насущные нужды книжника-составителя.

5. Данный тип древнерусского компилятивного словаря, по-видимому, не получил широкого распространения, т. к. его переписка не вышла за пределы Иосифо-Волоколамского монастыря.